Взаимосвязь речевых нарушений с ЛОР патологией и челюстно-лицевыми деформациями.
06.06.2019
Безусловно, ведущим в патогенезе речевых расстройств является неврологическая патология, но рецидивирующие заболевания дыхательных путей усугубляют воздействие основных причин, тем более что придаточные пазухи и дыхательные пути являются резонансными полостями и играют важную роль в звукообразовании.
В последнее время увеличилось количество детей с ЛОР — патологией (ОРВИ, аденоидиты, рецидивирующий острый отит и др.), которая приводит к формированию ротового дыхания, в результате чего возникает нарушение фонематического слуха. Следствием нарушения фонематического слуха являются такие дефекты, как ФФН, ОНР.
Деформация лицевого скелета приводит к сближению боковых частей верхней челюсти, твердое небо становится узким, высоким. В результате происходит сужение верхнего зубного ряда, возникает скученное положение зубов верхней, а затем и нижней челюсти; формируется перекрестный или мезиальный прикус.
Недоразвитие нижней челюсти формирует у ребёнка переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба, что ведёт к сутулости и снижает функцию речевого дыхания.
Жевательная и височная мышцы при ротовом дыхании находятся в перерастянутом состоянии. Постоянно открытый рот приводит к вялости круговой мышцы рта, которая отвечает за лабиализацию звуков.
Сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, нижнее положение языка и отсутствие поддержки свода верхней челюсти ведет к замедлению роста костных структур верхней челюсти, что сказывается на интонационно-выразительной стороне речи.
Слабый тонус круговой мышцы рта затрудняет также смыкание губ, мешая нормальному развитию нижней челюсти. В речи отмечается недостаточная лабиализация звуков, прежде всего гласных, что ведёт к нарушенной просодике, а затем, в школьном возрасте, проявляется в специфических ошибках на письме (дисграфии).
Нарушения функционирования мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области – это нарушения миофункционального характера.
Техническое средство миофункциональной коррекции.
Для решения обозначенных проблем предлагаются современные здоровьесберегающие технологии, которые способствуют миофункциональной коррекции — трейнер «INFANT» разработанные для нормализации функции глотания, жевания, носового дыхания и предупреждения формирования аномалий зубочелюстной системы и прикуса у детей 3-5 лет с факторами риска, и аналогичный трейнер Т4К для детей 5-9 лет. Трейнер подготавливает кинестетическую базу для профилактики или успешной коррекционной работы, направленной на нормализацию звукопроизношения, развитие фонематического слуха и просодики.
Регулярное использование трейнера «INFANT» не только стимулирует развитие нижней челюсти, но и способствует:
· выработке правильного верхнего положение языка в покое и при глотании.
· исключению прокладывания языка между зубными рядами. Подготавливает артикуляционный базис для устранения межзубного и бокового произношения звуков и оптимизирует логопедическую работу (при дизартрии требуется более длительный период применения трейнера «INFANT»).
· подготовке артикуляционного базиса для устранения других дефектов звукопроизношения благодаря улучшению кинестетической и кинетической основы движений органов артикуляции.
· формированию стереогноза в органах артикуляции (умению определить место положения кончика языка в полости рта).
· выработке стереотипа смыкания губ и восстановлению носового типа дыхания, формы неба и носовых ходов.
· активизации кинестетических афферентаций (передаче нервного возбуждения от периферических чувствительных рецепторов к центральным). Это помогает формировать артикуляционную базу для группы шипящих, сонорных звуков, а также обеспечивает условия для растягивания подъязычной связки и улучшает подвижность языка, благодаря постоянному касанию языком маркерного язычка трейнера.
· при накусывании ребёнком «воздушных подушечек» трейнера укреплять тонус жевательных мышц и тренировать весь комплекс артикуляционных мышц, что является важным условием устранения дизартрических расстройств.
· при касании языком выпуклой стороны маркерного язычка трейнера массажному воздействию, нормализующему чувствительность и тонус
мышц языка, что необходимо при коррекции дизартрии.
· восстановлению носового дыхания, что повышает эффективность логопедической работы по развитию фонематического слуха.
· нормализации смыкания губ, что улучшает лабиализацию звуков (артикуляцию гласных), а это положительно отражается на просодической стороне речи.
· улучшению интонационной выразительности.
· повышению работоспособности и концентрации внимания детей, что можно объяснить нормализацией носового дыхания, благодаря чему снижаются гипоксические явления.
Вас заинтерисовала информация о миофункциональной коррекции? Хотите узнать больше? Обращайтесь за консультацией к учителю-логопеду детского сада, а также можно подробно познакомиться на сайтеhttp://mfk-ortoplan.ru